В июне 1944 года Ставка Верховного Главнокомандующего поставила перед войсками Ленинградского и Карельского фронтов, перед Балтийским флотом задачу разгромить основные силы противника на Карельском и Онежско-Ладожском перешейках, овладеть Вийпури (Выборгом) и Петрозаводском, восстановить государственную границу с Финляндией и заставить Финляндию выйти из войны.

В боях в Выборгской наступательной операции, прорвав главную оборонительную полосу финнов, войска 21-й армии (командующий генерал-лейтенант Д.Н. Гусев) с ходу преодолели линию Маннергейма и 20 июня штурмом овладели Выборгом.

В ходе военных действий город Койвисто (Приморск) и полуостров Киперорт (Кузнечный) были сданы неприятелем практически без боя, по сводке Совиформбюро «16 - 18 июня 1944 года в город Койвисто (Приморск) вошли войска 46-й стрелковой дивизии, командир С. Н. Борщев.

В июне месяце в связи с наступательными операциями на Карельском перешейке, по приказанию начальника МСО КБФ, была выделена хирургическая группа из состава военно-медицинского госпиталя №6, во главе с подполковником Клепиковым в количестве 32 человек и командирована в г. Койвисто. по обеспечению десантных операций на острова Финского и Выборгского заливов.

20-го июня автоколонна госпиталя прибыла в город.

Были развернуты хирургическое и терапевтическое отделение.

 

Утром 21.VI. начали принимать ранених

22-го июня было принято 66 человек.

До 1-го июля было пропущено через госпиталь в г. Койвисто 199 человек.

Эвакуация раненых из в г. Койвисто происходила двумя путями: водным - на г. Кронштадт и второй — железнодорожный — в г. Ленинград.

Место и помещения для работы госпиталя в зимних условиях в г. Койвисто не было приспособлено.

В сентябре месяце еще было пропущено 118 человек больных, но в октябре месяце госпиталь начал готовиться к новой передислокации в новую морскую базу — Порккала-Удд.

Противник продолжал удерживать острова Бьеркского архипелага - это препятствовало развертыванию боевых действий КБФ в Выборгском заливе и противник мог держать под обстрелом сухопутные коммуникации Ленфронта.

Основные укрепления находились на острове Бьерке, они состояли из нескольких десятков орудий, большого количества ДЗОТов и проволочных заграждений.

Командующий Ленфронтом маршал Говоров Леонид Александрович (ФОТО) приказал командующему Балтийским флотом вице - адмиралу Трибуцу В.Ф. разработать операцию по освобождению островов Бъеркского архипелага силами КБФ.

Вице адмирал Трибуц В. Ф. 

Вице-адмирал Трибуц В.Ф.

 

Операцию возложили на подразделения 260 отдельной бригады морской пехоты, которой командовал генерал-майор Кузьмичев И.Н. (ФОТО)

Начальник разведки бригады майор Романцов А.П. предложил смелый и рискованный план: вместо высадки десанта на о. Бьерке, высадить десант на менее укрепленный о.Пий-Саари, в тылу о.Бьерке.

20 июня рота разведки в количестве 126 человек, которой командовал лейтенант Соколовский А.Н. вышла на тендерах из залива Хумалиоки. 

Соколовский А.Н.командир роты отважных 

Лейтенант Соколовский А.Н.

 

Вырвавшись вперед, два маленьких катера - дымзавесчика прикрывали корабли дымовой завесой.

Катера подошли вплотную к острову. Разведывательный десант высадился на о.Пий-Саари.

Не оказав серьезного сопротивления во время высадки десанта, противник затем попытался сбросить десантников в воду.

Положение роты разведки осложнялось. Рота за три часа боя потяряла убитыми и ранеными более четверти своего состава, но позиций своих не сдала и плацдарм на острове прочно удерживала. Был ранен и эвакуирован с острова и майор Романцов.

Обстановка требовала немедленной переброски на остров основных сил десанта.

Но случилось непредвиденное: в пролив Бьерке-Зунд неожиданно вошли 4-е быстроходные неприятельские баржи и два сторожевых катера противника и, открыв огонь по нашему десанту, собирались высадить на остров свой десант.

Понимая сложность обстановки, командир катера-дымзавесчика «КМ - 905» Н. Лебедев решил облегчить положение десанта на берегу. Сблизившись почти вплотную с вражеской десантной баржей, катер «КМ - 905» принял весь огонь на себя.

Разорвавшийся снаряд повредил правый мотор. Один за другим выходили из строя члены команды. Командир сам встал за штурвал.

Но, несмотря на повреждение, катер продолжал вести бой. Вражеские корабли стремились во что бы то ни стало уничтожить его и прямой наводкой били по катеру.

От разрывов снарядов и града пуль вокруг клокотала вода. Опять смолк пулемет. В кормовое отделение хлынула вода. Из моторного отсека валил густой дым.

На катере шла жестокая схватка за его жизнь. Матросы, стоя по колено в воде, поливали палубу и моторный отсек. Взорвался оставшийся боеприпас. Николай Лебедев понял: катер спасти невозможно, но жизнь боевых товарищей любой ценой сохранить надо.

Командир приказал команде покинуть катер, а сам бросился к умолкшему пулемету. Пулемет ожил, и вновь стал косить вражеские расчеты. Лебедев был ранен в грудь, но он не потерял сознание, и продолжал стрелять из пулемета.

Через несколько минут еще один осколок попал Николаю в голову - пулемет вздрогнул и умолк. Вражеский снаряд накрыл катер. Катер медленно погружался в воду, только небольшой островок верхней палубы и ходовой рубки находился над водой.

Так до последней секунды, не выпуская из рук оружия, погиб командир катера «КМ - 905» Николай Лебедев…

 

Командир катера КМ- 905 Лебедев Н. 

 командир катера «КМ - 905» Николай Лебедев.

 

Десантников поддержала береговая артиллерия и авиация.

Корабли противника развернулись и спешно покинули пролив.

22 июня все части бригады высадились на остров в районе плацдарма без потерь.

Противник отступил и в спешке эвакуировался.

На островах были захвачены большие трофеи.

В Великую Отечественную войну наши корабли и самолеты потопили немало подводных лодок. Одна из них – «U-250» (ФОТО), на борту которой находились акустические торпеды «Т-5», 30 июля 1944 года была потоплена у острова Руонти (Рондо), недалеко от Койвисто, поднята водолазами, отбуксирована в док в Кронштадт и разоружена.

Потопил лодку гвардейский катер «МО-103» (морской охотник), которым командовал старший лейтенант А.П.Коленко.

Катер "МО-103" (Морской охотник). 

Катер "МО-103" (Морской охотник).

 

Братское захоронение в г.Койвисто (совр. Приморске) несколько раз меняло свой облик. Современный вид оно приобрело к 65-летию Победы. Каждый год, во время праздника День города Приморска горожане отдают дань памяти тем, кто погиб в боях за г. Койвисто и острова Березового архипелага.

 

 

 

 

Контакты

188910, Ленинградская область,
Выборгский р-н, г. Приморск,
ул. Заводская, д. 5.

Телефон/факс 8 (81378) 75 221
E-mail: museum-koivisto@mail.ru

Время работы

Летнее расписание: 

Часы работы:

Вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье  -  с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17:30). 

Выходной день -  понедельник (экскурсии и мероприятия проводятся по предварительным заявкам. Группа от 10 человек).