Приморский научно-технический центр ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королёва
В окружении архипелага Березовых островов недалеко от Санкт- Петербурга расположен наш небольшой живописный городок. Сегодня приехать в Приморск навестить родственников или отдохнуть в тихом уютном местечке могут как россияне, так и иностранцы. На подъезде к заветной цели встречаются им немые свидетельства прошедших исторических событий: маяк Стирсуден, остатки бывших финских военных укреплений, указатель «К памятнику М. Агриколы», полуразрушенные бетонные плиты забора, на первый взгляд, непонятно зачем отделяющие густой лес от проезжей части трассы Приморск - Санкт-Петербург. Но именно это заброшенное ограждение скрывает одну из славных страниц истории нашей страны, невольными свидетелями и участниками которого стал город Приморск и его жители.
До 1991 года посетить Приморск можно было только получив в Ленинграде на Литейном проспекте специальное разрешение на въезд в пограничную зону. Такими зонами на карте СССР объявлялись территории имеющие статус «государственной важности». Почему же окрестности небольшого городка оказались недоступными для простого населения СССР?
История эта уходит корнями в далёкие 20-ые годы 20 столетия.
В мае 1929 года в Ленинграде в составе Газодинамической лаборатории (ГДЛ) под руководством Валентина Петровича Глушко организуется группа по разработке электрических и жидкостных ракетных двигателей.
После знакомства в июне 1945 года советских специалистов с опытом создания ракеты А-4 (Фау-2) советское правительство осознаёт перспективность подобных разработок и организует ряд предприятий по работе над созданием мощных ЖРД, в их число вошло и ОКБ-456.
Начиная с 1949 года ОКБ-456 совместно с Государственным институтом прикладной химии (ГИПХ, В.С. Шпак) проводят работы по изучению возможностей использования высокоэффективных компонентов топлива в ракетных системах, в первую очередь, при отработке процессов, происходящих в жидкостных ракетных двигателях. Для практического освоения новых компонентов ракетных топлив (фтор, моноокись фтора, пентаборан, аммиак, гидразин и др.) на территории объекта ГИПХ (на 117 км Приморского шоссе недалеко от г. Приморска) комплектуется лаборатория ОКБ-456, которая в период с 1953 по 1957 гг. строит первые четыре испытательных стенда и начинает работы по выбору оптимального сочетания компонентов топлива и созданию базовых элементов конструкции будущих двигателей.
Валентин Петрович Глушко (или коротко ВП), перспективу развития ракетных двигателей видел в освоении новых, энергетически более мощных компонентов. Особое внимание уделялось разработке фторного двигателя.
Но для продолжения работ по созданию фторного ЖРД масштабы лаборатории, расположенной на арендуемой у ГИПХа территории, стали недостаточными, требовались организационные изменения.
По инициативе В.П. Глушко 20 марта 1958 г. Правительство Союза ССР и ЦК КПСС под грифом "совершенно секретно" подписали постановление о создании зоны наземных испытаний ракетно-космических систем особого назначения на территории Выборгского района Ленинградской области. Таким образом, поблизости от города Приморска на базе лаборатории был организован филиал № 1 ОКБ-456.
Испытательный комплекс расположился на узком перешейке между озером Высокинским и Финским заливом. Вокруг него, в радиусе 5 км, была зона строгого режима с соответствующим ограждением (остатки которых мы и видим по пути в Санкт-Петербург) и предупреждающими знаками. В этой зоне не было населения, запрещались все виды лесо- и сельскохозяйственной деятельности. Объект охраняли подразделения войск МВД. На всех подъездах к Приморску стояли КПП. Без спецдокументов въехать на территорию не представлялось возможным.
Основным направлением работы предприятия стала разработка и освоение технологий работ с компонентами ракетных топлив, ранее не применявшихся в отечественном, а в большинстве случаев и в мировом двигателестроении (газообразный и жидкий фтор, пентаборан, аммиак, высококонцентрированная перекись водорода, синтин и др.).
Для эффективного продолжения работ необходимо было привлечь специалистов. Сначала это были командированные из Москвы (в основном, высококвалифицированные рабочие). В Приморске их так и называли москвичами. Жили они в общежитии на хуторе Высокое и на частных квартирах в г.Приморске.
Привлекались и молодые ученые, выпускники Ленинградских ВУЗов. Вот как об этом писал И.К.Константинов:
«В филиал конструкторского бюро, возглавляемого Валентином Петровичем Глушко, я попал впервые «на смотрины» в мае 1961 года. В это время в ИМИ (бывшем Военно-механическом институте), где я уже пять лет работал на спец. кафедре, пришел в аспирантуру будущий известный профессор Алексей Прокофьев, который и рассказал, что до недавнего времени работал на Карельском перешейке под Выборгом. Работа интересная, перспективная, строится жилье. Так я и оказался в мае, в расцвете весны на 117-ом километре от Ленинграда, на берегу Финского залива, среди огромных валунов и зарослей черемухи. У берега плескалась парочка диких уток-гоголей, и уже одного этого было достаточно, чтобы я расстался со своим родным Крестовским островом».
Но по мере развития предприятия на работу стали принимать местных жителей, первой из которых поступила лаборанткой Серафима Тереня. И вот бывшие колхозные рыбаки, моряки, шоферы, агрономы, учителя стали пополнять коллектив филиала, образуя по мере обучения и накопления опыта высококвалифицированный костяк предприятия.
На первом этапе все работы проводились в помещениях, скорее напоминающих землянки, чем производственные корпуса, предназначенные для работы с высокотоксичными веществами. Вот как в своих воспоминаниях описывает цех «сборки» того периода один из участников событий:
«Участок располагался в одноэтажном длинном сарае, снаружи ничем не примечательном, но внутри блестевшем нержавеющими верстаками, приспособлениями, инструментом, где даже тиски были из «нержавейки». Стены были обиты фанерой, покрашенной белой краской. Все это напоминало, скорее, операционную, чем производственный участок, сходство усугублялось видом людей, облаченных в белые халаты. Значение этой чистоты стало понятно, когда я узнал, что слесари готовят изделия для работы в среде самого агрессивного и «строптивого» элемента в таблице Менделеева - фтора».
Следует обратить внимание на необычные свойства фтора. Фтор - самый активный элемент таблицы Менделеева. В переводе с латыни слово "фтор" означает "разрушающий". Еще на заре развития химии знаменитый учёный Антуан-Лоран Лавуазье сравнивал фтор с диким зверем, приручить которого вряд ли удастся человечеству. Изучавшие фтор энтузиасты- одиночки сталкивались с его черной неблагодарностью: исследователи получали тяжелые отравления, ожоги, а то и вовсе оставались без пальцев. В начале 60-х годов прошлого века ученые-химики предупреждали о большой опасности фтора и предвещали непреодолимые трудности.
Тем не менее работы со фтором и другими токсичными компонентами на предприятии продолжались. Осваивать фтор помогали ГИПХовцы, они присылали отчеты об исследовательских работах, ставили специальные эксперименты по просьбам специалистов филиала, помогали разрабатывать рабочие технологии. О специфике работы вспоминал И.М. Устинов:
... к лету я был назначен начальником начинавшегося строительства стенда 200 («двухсотки»), на котором предполагалось проводить экспериментальные работы с применением очень неприятного продукта. Испытания здесь проводились достаточно сложные, не с точки зрения испытываемой техники, а с точки зрения работы с этим продуктом. Например. При работе непосредственно с продуктом на стенде мы надевали специальные изолирующие костюмы и противогазы, в которых становились похожи на акванавтов. После работы мы принимали спиртововодяной (!!!) душ прямо в этих костюмах, чтобы нейтрализовать продукт».
Когда закончились проведенные совместно с ГИПХом поисковые работы по выбору и подготовке материалов, стойких в работе с компонентом, начались испытания узлов и агрегатов будущего двигателя.
Разрабатываемый двигатель, получивший индекс 8Д21, создавался без технического задания от головного разработчика, не были определены ни ракета-носитель, ни космическая операция, для которых он предназначался. По сути, этот вариант двигателя являлся опытным, стендовым, но мог стать основой для последующей разработки летного образца.
Для него строились и развивались по мере усложнения задач два стенда - № 11 и № 12, командовали которыми, соответственно, Николай Ядыкин и Вячеслав Кузнецов. Всей испытательной лабораторией руководил Владимир Руденко, он и определял, практически, всю техническую политику предприятия по испытаниям.
К этому времени был окончательно отработан основной принцип подготовки изделий и агрегатов к испытаниям - максимум подготовительных работ в условиях сборочных участков (где полы и стены протирались два раза за смену), поскольку на испытательных стендах, особенно зимой и осенью, трудно было обеспечить чистоту при монтаже трубопроводов, хотя все детали подавались туда запаянными в полиэтилен.
«Это было чудесное время - вспоминал ведущий инженер- конструктор И.К.Константинов,- все были молоды, здоровы, имели постоянную интересную работу, короткий рабочий день, лечебнопрофилактическое питание. За нашим здоровьем наблюдала Военно- Медицинская Академия и МСЧ-24. Со временем не считались, не уходили с площадки при необходимости по несколько смен (благо, кормили). А главное - все были охвачены энтузиазмом: «Даешь фторный двигатель!». Родилась и песня (автор Лилия Главацкая), отражающая нашу мечту - «умрут, завидя в звездном небе, Штаты, «красотку 8Д21».
За время с 1953 по 1976 год коллектив специалистов (выросший с 10 "пионеров" до 1500 человек) проделал уникальную работу по освоению технологии обращения с фтором и его использованию как компонента топлива в изделиях ракетно-космической техники.
Через хранилища и стенды предприятия прошли тысячи тонн жидкого и газообразного фтора. В ходе работ испытателями был найден и реализован целый ряд оригинальных технологических решений, подтвержденных свидетельствами об изобретениях.
Начиная с 1976 года предприятие было переориентировано с высокотоксичных компонентов на относительно безопасные, такие как керосины, разновидности углеводородных топлив, работающие в паре, в основном, с жидким кислородом. С этого времени начали проходить испытания двигатели, которые, уже участвовали в составе ракетоносителей при выводе спутников в космос. Они проходили модернизацию и опытно проверялись на испытательных стендах, в частности, на двенадцатом. Модернизированные двигатели, в основном, предназначались для обеспечения полетов многоразового корабля «Буран».
Ресурсные испытания двигателей 11Д58М разработки НПО "Энергия" проводились в период с декабря 1978 по июнь 1982 года. Целью испытаний была проверка работоспособности двигателя в горизонтальном положении продольной оси и при повышенных режимах его эксплуатации по числу включений и длительности непрерывной работы. Всего за указанное время было проведено 222 испытания на 11 двигателях. Максимальная наработка одного двигателя составила 13 566 с при 35 включениях. Максимальная продолжительность одного включения определялась возможностями стенда и составляла 1200 с. Горизонтальное положение продольной оси двигателя при запуске потребовало внесения некоторых корректировок в конструкцию двигателя (ранее двигатель испытывался только при вертикальном положении).
Конструкторско-доводочные испытания двигателя 17Д12 разработки НПО "Энергия" проводились в период с мая 1985 по сентябрь 1988 года. Целями испытаний были подтверждение работоспособности двигателя при работе на синтине {разработанное в СССР синт. высокоэнергетическое углеводородное ракетное топливо, сложно в получении, поэтому дорог, на сегодняшний день производства синтина в России нет. В отличии от др. высокоэф. углеводородных топлив - хим. устойчив, хранится неограниченно долго) выбор циклограммы работы стендовой автоматики для обеспечения надежного запуска двигателя, проверка работоспособности двигателя в горизонтальном положении при работе на пониженном (генераторном) режиме.
Всего за время выполнения этой программы было проведено 114 испытаний на шести двигателях, суммарная наработка по времени составила 22 311 с. Положительные результаты этих испытаний позволили с большой степенью уверенности перейти к выполнению программы огневых испытаний ОДУ, включавшей в себя практически одновременную, или по специальным программам, работу 48 отдельных двигателей.
В комплексе они проходили испытания только на базе филиала.
Юрий Никитич Балашов вспоминает этот период:
«И вот настало время испытаний ОДУ № 10. На Байконуре уже готов к старту Буран, ждут положительных результатов из Приморска...
Работали по 12-16 часов, замены не было, веки слипались, выходили на свежий воздух на минуту и опять в духоту.
Но эти дни незабываемы, несмотря на трудности. Стендовики и ведущие менялись по сменам, остальные ждали окончания очередного этапа. А какая красота была, когда начинали срабатывать поочередно малые движки, весь стенд, как елка в гирляндах, и затем рев маршевого двигателя. Все выбегали на улицу, кто-то считал секунды, зная программу. Мы восхищались увиденным.»
Программа испытаний была выполнена, экспериментально подтвержден ресурс работоспособности ОДУ, в 3-4 раза превосходящий полетный.
Подготовка и проведение испытаний объединенной двигательной установки ОК "Буран" (ОДУ 17Д11) явились наиболее значительной вехой в жизни испытательной базы как по требуемому техническому дооснащению, так и по сложности технических задач, вставших перед испытателями.
Началу испытаний предшествовало строительство и оснащение нового стендового комплекса В* 1, включающего в себя вертикальный стенд с огневым боксом и монтажными отделениями, пультовую для размещения аппаратуры управления, монтажно-испытательный корпус, корпус для размещения регистрирующей и обрабатывающей аппаратуры, газобаллонную станцию на 470 м сжатых газов, хранилище синтина, корпус вакуум-откачного оборудования и целый ряд других сооружений и систем.
В период подготовки и проведения испытаний ОДУ 17Д11 специалистами предприятия предложено и реализовано множество неординарных решений, направленных на обеспечение технических условий при проведении испытаний - повышение безопасности, повышение информативности и т.д.
В результате проведенных испытаний в 1988 году было дано разрешение на тот исторический и единственный полет многоразового корабля «Буран», который успешно был проведен на Байконуре.
Борис Сергеевич Коровкин рассказывает о послеполетном периоде:
«После полета всю ОДУ сняли с корабля и привезли в Приморск для очистки от синтина. Мы не ожидали, что установка 21 Л (первый лётный вариант) придет в МИК после полёта. Пошли посмотреть. Изделие было идеально чистым, т.е. в космосе не подхватило ни радиации, никакой другой «грязи».
После профилактических работ по очистке ДУ была вновь смонтирована на корабль, который потом как рабочий экспонат выставлялся на аэрокосмическом салоне в Бурже во Франции»
В мае 1995 года (когда по решению РКРС'Энергия" начаты работы по окончательной очистке полостей установки от остатков синтина и ее консервации для дальнейшего хранения вне стенда) в связи с прекращением финансирования темы "Буран" все работы по консервации и хранению установки были окончательно прекращены. До этого времени ОДУ была переведена в режим хранения на стенде В-1 с периодической проверкой функционирования агрегатов.
За заслуги в создании и проведении испытаний многоразовой космической системы «Энергия-Буран» сотрудники предприятия были награждены орденами и медалями.
Орден Трудового Красного знамени получили:
• главный инженер Вячеслав Владимирович Кузнецов,
• испытатель А.А.Онищенко;
Орденом Дружбы Народов награжден начальник стенда Е.А.Баранов.
Орден Почёта -
• начальник отдела В.М. Галяпин,
• начальник сектора Н.А. Савин,
• испытатели - И.А. Осипов и В.В. Смирнов.
Медаль «За трудовую доблесть» вручили:
• испытателю-электрику Н.Т. Горбач,
• электросварщику А.Е. Кирову,
• испытателю С.П. Огурцовскому,
• начальнику отдела Федотову В.И.
Медалью «За трудовое отличие» награждены:
• заместитель начальника лаборатории Е.В. Журавлёв;
• ведущие инженеры Б.С. Коровкин и В.И. Чебаевский;
• контролёр Л.И. Сорокина.
Еще раньше на предприятии были проведены экспериментальные испытания прототипов двигателя, который назывался темой «Курс». Это маршевый двигатель для второй ступени ракеты «Зенит», которая делалась в то время на Южном машиностроительном заводе (Украина). В Приморске испытывался двигатель второй ступени.
В 1978 году после очередной реконструкции 101 стенда были проведены первые испытания полноразмерного прототипа этого двигателя.
Окончили испытания в 1993 году. За это время двигатель на стендах полигона прошел все виды государственных испытаний: конструкторские, доводочные, специальные, завершающие. Первые успешные полеты ракетоносителя «Зенит» обеспечивались двигателями, которые проходили технологические испытания на 101 стенде.
По межгосударственным соглашениям в 1992-93 году три двигателя «Курс» были проданы Китаю, который в то время начинал осваивать керосиново-кислородные двигатели. Один из них был китайскими специалистами для познания конструкции досконально разобран. Второй хранится в качестве техэкспоната, а третий проходил огневые испытания в Китае с участием специалистов Приморского Центра. Помощь, оказанная китайским специалистам-ракетчикам при демонстрации запусков и ознакомлении с технологией работы двигателя, облегчила им создание собственных разработок.
Последней работой предприятия стало участие в международном проекте «Морской старт».
23 ноября 1993 года в финском городе Турку российской ракетно- космической корпорацией «Энергия», американской компанией «Боинг», украинским производственным объединением «КБ Южное» и норвежской компанией «Квернер Маритим А.С.» было подписано соглашение о создании ракетно-космического комплекса морского базирования, получившего впоследствии название «Морской старт».
Проект "Морской старт" является первым в истории чисто коммерческим международным проектом создания и эксплуатации ракетно- космического комплекса морского базирования (РККМБ). Основной целью этого проекта является оказание услуг на коммерческой основе по запуску космических аппаратов (КА) с мобильной стартовой платформы морского базирования.
Идея морского космодрома состоит в том, чтобы доставлять ракету- носитель по морю на экватор, где имеются оптимальные условия для запуска (можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли).
Американская фирма Ргаи & Whitпег по контракту с НПО «Энергия» выбирала среди наших двигателей, работающих на экологически чистом топливе, двигатель для использования на своих носителях. В результате в проект «Морской старт» попали 2 двигателя РД 120, прошедшие испытания на 101 стенде и используются в ракетоносителе «Зенит».
В 1992 году ВСЗ выполнил ремонт и переоборудование построенной ранее в Японии платформы "Odyssey" в буровую платформу. После проведенного в Норвегии в 1995-1997 годах дооборудования платформы для обеспечения новых задач, и на ВСЗ сотрудниками Приморского НТЦ были проведены на ней работы по монтажу и испытаниям оборудования, обеспечивающего прием, хранение, обслуживание и запуск РКН "Зенит- 3SL»
Вот как об этом пишет Валерий Павлович Хомутников - руководитель управления производством монтажно-испытательных работ:
«В нашем подразделении были собраны квалифицированные специалисты, объединённые одной задачей - смонтировать на платформе энергетическую систему для обеспечения сжатыми газами, системы управления, питания и другие технологические нужды стартового комплекса. Кроме того мы участвовали в разработке всех береговых систем заправки платформы и сборочно-командного судна для проведения автономных и комплексных испытаний.
Трудность заключалась в том, что мы привыкли работать на стендах по определенным правилам, с определёнными техническими и творческими традициями. Здесь мы выступали в роли монтажной организации. Работы велись не в свободном пространстве, не на улице, а в стеснённых помещениях трюмов.
В результате проведенных мероприятий смонтирована система оборудования и труб весом порядка 600 тонн, протяженностью около 12 километров. Все трубы разного диаметра, проходят через мелкие помещения и переборки (что создавало определенные трудности)».
И вот в октябре 1999 года состоялся первый успешный коммерческий запуск РКН «Зенит-З SL » с акватории Тихого океана вблизи острова Рождества.
На этом заканчивается история предприятия, сотрудники которого своими силами и талантами внесли огромный вклад в развитие отечественной космонавтики.
За годы своей деятельности предприятие неоднократно переименовывается. В 1965 году филиал 1 превращается в Приморский филиал ОКБ энергетического машиностроения (ОКБ ЭМ).
Структурные преобразования головных предприятий отражались и на переименовании филиала, последним названием которого стало "Приморский научно-технический центр РКК «Энергия» имени С.П. Королёва".
Первым руководителем предприятия назначается начавший свою трудовую биографию еще в начале 30-х годов под руководством В.П.
Глушко в ГДЛ, Е.Н. Кузьмин, возглавлявший филиал в течении 11 лет. Это при нем предприятие стало градообразующим, при нем были построены почти все многоэтажные жилые дома Приморска, больница, школа, детские садики. После смерти любимого директора одну из улиц города предполагалось назвать его именем.
В 1970 году начальником филиала стал Борис А. Никольский, в 1974 году его сменил Алексей Павлович Андреев. 15 лет руководил предприятием Владимир Владимирович Елфимов. Последним директором Приморского филиала стал Сергей Константинович Петров.
За свою историю предприятие выполнило три основные задачи.
Первая - освоение, познание экзотических токсичных высокоэффективных компонентов. Конструкторы-ракетчики почувствовали на практике, с чем можно, с чем нельзя иметь дело, какие могут быть сложности и что больше всего подходит для дальнейших разработок.
Вторая - стендовая отработка от экспериментального образца до товарной машины двигателя, который пошел в лет. Это двигатель «Курс» для ракеты «Зенит».
И третий большой, глобальный по сути дела, этап - стендовая наземная отработка объединенной двигательной установки для многоразового космического корабля «Буран».
Наряду с развитием производственно-испытательной базы предприятие активно развивало строительство жилья для своих сотрудников в г. Приморске и пос. Ермилово (соответственно на расстоянии 18 и 6 км от предприятия), детских садов, гостиницы, больницы, поликлиники, спорткомплекса, инженерных сетей в жилых микрорайонах предприятия.
В течение 1958-1994 гг. предприятием построено: 19 жилых домов на 1106 квартир, общежитие для малосемейных на 95 квартир, три детских сада, магазины, поликлиника и больница, котельные с мазуто-хранилищами и отопительными сетями, линии электропередач с подстанциями понижения, очистные сооружения с канализационной сетью, стадион с культурно-спортивным комплексом, спецгородок для размещения войсковой охраны.
В связи с огромной значимостью работы Приморского филиала сюда приезжали В.П. Глушко, космонавты Гречко Г.М., Рукавишников Н.Н.
Интересы руководства и сотрудников предприятия не ограничивались только производственными вопросами. Велась активная общественная жизнь. При предприятии был создан свой оркестр, проводились летние и зимние спартакиады по 13 видам спорта, построена лучшая (по тем временам) хоккейная коробка. Организовывались постоянные поездки в театры и музея Ленинграда. Неслучайно бывшие работники Приморского филиала искренне считают, что предприятие было для них «вторым домом».
Участник конференции «Базаровские краеведческие чтения», 2013г.
Жильцова Елена Николаевна,
лектор-экскурсовод филиала
МБУК «ИКМЦ г. Выборга»
Приморский краеведческий музей
Литература:
1. Володин Р. «Морской старт» - стартует».- «Выборг», 23. 09.1999 г.
2. Лисочкин И. «Неизвестный космос. Испытатели: «Укрощение зверя». - «Ленинградская правда», 06.04.1991 г.
3. Люди из группы особого риска … В каждом из них сидит бомба – «Выборгские ведомости», 02.03.2000 г.
4. Медведев А. «Приморск, объект 891: группа особого риска». – «Выборгские ведомости», 18.11.1999 г.
5. Меликьянц С. «Морской посланец к звёздам». – «Выборг», № 93, 1998 г.
6. Меликьянц С. «От землянки до морского старта» - «Выборг», 10.04.98 г.
7. Одиссей» станет «Байконуром». – «Выборгские ведомости» № 12, 1998 г.
8. Одним из участников своего метрополитена Питер был обязан Приморску. – «Выборгские ведомости», 24.09.1999 г.
9. Приморские «энергетики» учатся плавать. – «Выборгские ведомости» № 12 1998 г.
10. Приморский филиал - «Ракетно-космическая корпорация Энергия им. С.П. Королёва 1946-1996 г.г.», - М. - стр.542-547.
11. Рахманин В. «Фторный ЖРД: соотношение возможности и необходимости».
12. Ростарчук М. «Этот безумный, безумный фтор». – «Известия», 31.07.69 г.
13. http: //www.primorsk.ru/constant.php