Сельская волость Койвисто входила в Береговой уезд Выборгской губернии. Территория волости занимала полуостровное положение. В церковном отношении волость входила в приход Койвисто.  В границах прихода располагались Койвисто кауппала - поселок Койвисто, включая Тервахартиала (совр. Пляжная улица) и Пенттиля (совр. Карасевка), деревни и хутора, расположенные на полуострове Киперорт (совр. Кузнечный) - Куркела, Киискиля, Ватнуори (д. Моряково в современное время не существует), Хяркяля (совр.Годуновка), Путус (совр.Вязы), Маннола (совр. Манола), Макслахти (совр. Прибылово), Ромпетти (совр. Глебычево), несколько деревень в районе Раутанен (совр.Зайчихино), 15 хуторов в районе Хумалийоки (совр. Ермилово), а также деревни и хутора на островах: на Койвусаари - Бьерке (совр. о. Большой Березовый) - Эстиля, Ингертиля, Яккола, Патала, Хуттола, Сааренпяя, на Тиуринсаари  (совр. Западный Березовый) - Ванхакюля (Старая деревня) и Партиала (не существуют), на Пийсаари (Северный Березовый) - Кескисаари, Алватти, Киурлахти и Соукка (все деревни утрачены).  ФОТО

На 1939 год приход насчитывал порядка 11933 жителей, из них в поселке Койвисто проживало 2 469. С 30.10.1925 года поселок Койвисто выделен в самостоятельную административную единицу указом, который гласил «Согласно министерства внутренних дел выделить поселок Каттерлахти, а так же дома деревни Тервахартиала под номерами 1,2, 4, 5, 7 и 8 в отдельную общину под названием «Койвисто» 1 января 1927 года».

Во время шведского владычества король Густав II Адольф проектировал здесь постройку города, но проект остался неосуществленным.

Королева Кристина, унаследовавшая трон от своего отца Густава Адольфа, подарила в 1650 году Койвисто генералу Гансу Вахмейстеру в качестве баронских земель. В 1681 году во время правления Карла XI баронство Койвисто было упразднено.

30.07.1720 русский вице-адмирал Корнелиус Крюйс  с супругой получил в пожизненное пользование земли, включающие в себя  в соответствии с поземельной книгой 1728 года 76 имений на материке Койвисто, 23 имения на острове Пииспансаари и 66 имений в Выборгской волости. После смерти вдовы Крюйса имения находились во владении оружейного завода  Райяйоки (Сестрорецк) до 1772 года. Земельный налог за имения платила государственная казна, оружейному заводу принадлежала только рабочая сила. В 1772году крестьяне материковой части Койвисто и острова Пииспансаари были освобождены от принудительной службы на оружейном заводе.

В 1798 году часть имений волости Койвисто стала относиться к стекольному заводу Роккола. В 1817 году эти имения были возвращены казне.

К началу XIX века в Койвисто проживают в основном финны, встречаются шведские и реже русские семьи.  В поселке - железнодорожный и автобусный вокзалы, телеграфная станция, почта, таможня, полиция, лоцманская станция, аптека и больница, гимназия, 2 народные школы, правление сельской общины, культурный центр, коммунальное хозяйство, Сберегательный (Saastopankki)  и Народный акционерный (Kansallis Osake Pankki)  банки, вино-водочная компания, консервный завод, несколько лесопилок, рестораны и кафе и множество магазинов: хлебный, мясной, рыбный, кондитерский, шляпный и текстильный, промтоварный магазин и магазин готовой одежды,  торговые залы в районе вокзала. Работу жителям Койвисто давало море. Рыбу ловили круглый год. В округе  Койвисто сложились традиционные для этих мест способы ловли рыбы, особенно салаки.

Для ловли рыбы применялась сеть размером метров 500, у которой два рукава метров по 200 и кошель. Сеть предварительно разбирали на берегу, аккуратно складывали  в лодку, один конец снасти привязывали к вороту на берегу. Затем 2 рыбака с лодки опускали сеть в воду. Описывая полукруг по заливу, рыбаки возвращались на берег, крепили ко второму вороту другой конец снасти и начинали тянуть сеть, пока она вся не окажется на суше. Осенью этим же способом традиционно ловили рыбу "по холодной воде".  ФОТО

Зимой широко применялся подледный лов рыбы. Зимний промысел был намного обильнее летнего рыболовства, так как зимой и рыбаков было больше, и улов сохранялся лучше. Ватага рыбаков уезжала на лед в отдаленные районы Финского залива на несколько недель, за десятки километров  от родных деревень. Жили в небольшой будочке - времянке, которую доставляли к месту лова рыбы на санях, отсюда и название «будочный рыболовный промысел». По площади времянки были не более 4-5 кв. метров, в них обычно ночевало от двух до четырех человек. Небольшой очаг давал лишь кратковременное тепло - рыболовы спали одетыми и обутыми. В лютый мороз им приходилось время от времени просыпаться, чтобы протапливать печь. На очаге готовили еду, кофе и чай. С собой у рыбаков были продукты из дома – хлеб, сливочное масло, сало. Свежую салаку, выловленную в море, поджаривали вместе с полосками сала – это было отменное блюдо!

Необходимую пресную воду рыбаки вытапливали из морского льда. Его добывали, выламывая ломом глыбы льда, и оставляли их на поверхности. Мороз и ветер «выпаривали» из них соль.

Извозчики привозили на лед снасти и дрова, и обычно увозили улов на побережье. Извозчики, перевозящие улов, всегда пользовались одним и тем же маршрутом. Если вьюга засыпала следы на льду, извозчик опускал поводья, позволяя лошади самой находить дорогу.

Зачастую за уловом приезжали оптовые скупщики и покупали рыбу прямо со льда. А рыбаки продолжали ловить рыбу до самой весны.

Рыбная ловля на льду – это тяжелая и изнурительная работа, намного более сложная и суровая, чем ловля в любое другое время года. Рыболовам приходилось проводить много часов на льду,  доставая рыбу из сетей. Натянув полотнище  на деревянные палки, они укрывались от студеного ветра. Замерзающие, леденеющие руки рыбаки время от времени смачивали водой в проруби.

Зимняя рыбная ловля была опасным промыслом, так как сильный ветер и мороз образовывали на льду полыньи. Бывали случаи, когда рыбаки с времянками и лошадьми вынуждены были долго дрейфовать на льдинах. И только случай помогал выжить!

Ежегодная добыча рыбы достигала 140-180 тыс. тонн в год – 4/5 его составляла салака.

В экспозиции музея можно увидеть разные принадлежности для лова рыбы: блесны и крючки, для сетей - грузила и поплавки из бересты, игла для починки сетей. Наиболее разнообразны в выставке грузила. Самое  старое из них, это камень, оплетенный берестой (XVв.). Встречаются и камни, с просверленными для крепления отверстиями, более поздние и часто встречаемые керамические грузила.

Рыбу перерабатывали здесь же в Койвисто. В 1907 году в Койвисто на побережье и островах существовало несколько небольших коптилен и консервный завод.

Продавали свежую и копченую рыбу на местных рынках (Выборг, Котка, Петербург), а так же вывозили в государства Европы и даже в Америку. Салака из Койвисто была необычно вкусна и пользовалась хорошим спросом. И когда рыбаки привозили ее на рынок, то зазывали покупателей обычно таким приговором:

«Покупайте салаку!

 Самую лучшую салаку –

Салаку из Койвисто!»

   Покупали ее на «ура»!

Совсем не случайно в музее «обитает» игрушка - детеныш кольчатой нерпы.

Кроме рыболовства койвистовцы охотились на тюленей, четыре вида которых в описанные времена обитало в Финском заливе. Тюлени приносили большой урон рыбакам – съедали рыбу из сетей. Поэтому на них была разрешена охота и в результате, сегодня в районе Березовых островов сохранился всего один вид – балтийская кольчатая нерпа, которая обитала и обитает сейчас в районе островов Березового архипелага. На тюленей охотились для добычи  жира. Жир нерпы подобен рыбьему  жиру. Во времена поста корабли из Койвисто вывозили сотни бочек с жиром нерпы в европейские страны.  А из  шкурок зверька шили непромокаемую одежду для рыбаков и охотников.

В качестве кораблестроителей жители Койвисто заслужили самые высокие отзывы. Прославились они умением строить хорошие лодки и корабли. Такие мастерские находились в Хумалийоки и в деревне Киискиля (хозяин М. Пелтонен).

В Хумалийоки (Ермилово) и на острове Койвусаари (Б. Березовый) в деревне Эстиля были две крупные верфи, со стапелей которых сходили 3-х-мачтовые красавцы - корабли: «Койвисто», «Венус», «Бьерко», «Иоганнес» и многие другие. Суда имели необычную форму днища, что придавало им небывалую устойчивость на воде, и кораблям покорялись океанские глубины. Наивысший расцвет судостроения в Койвисто  был накануне 1-ой Мировой войны.  Перебазировавшись после войны  из Койвисто в Раума АО «Холлминг» продолжает и сейчас строить суда.

Еще в  XVII в. койвистовцы владели почти четвертью финского торгового флота. Шкиперы из Койвисто бороздили водные просторы от Ладоги и Северного залива до Риги и Германии. Из Койвисто везли зерно, лес и пиломатериалы, деготь и мех. В больших количествах вывозили из Койвисто рыбу. При возвращении везли соль и известь. В XVIIIв. в строящийся Петербург койвистовцы на своих судах везли бревна, камни и песок.

В Финском Койвисто - множество причалов, куда приставали лодки, катера, яхты.  С церковного причала морским транспортом можно было добраться до любого из островов Березового архипелага, а также в Вийпури (Выборг), Уурас (Высоцк), Ремпетти  и в Петербург. При чем, пароходом из Выборга в Койвисто добирались за 3часа 45 минут. ФОТО

Перевозками в Койвисто занималось несколько пароходных компаний. Конкуренция между ними была очень большой, так что рейсов было несколько десятков и интервалы между ними были небольшими. С интервалом в четверть часа отходили суда на Выборг или ближайшие острова.

Удобная гавань, защищенная островами, рядом с оживленным торговым путем в Петербург и далее к Неве способствовало тому, что в 1896 году в Койвисто началось строительство государственного порта.  О порте в Койвисто следует сказать особо, поскольку он был вторым портом Финляндии и, очевидно, имел самый большой в стране пристанционный участок пути. Государство построило в 1924 году две пристани: Главную каменную и деревянную для «Суурсаари». Остальные грузовые причалы построили частные фирмы, на пример, АО «Питкяранта».

Первоначально порт находился в распоряжении управления железных дорог, но в 1927 году он перешел в управление по мореходству. По предложению государственного портового комитета его площадь была расширена, и были проведены насыпные работы, облегчающую погрузку пиломатериалов. Также в порту был назначен капитан порта и установлен порядок его работы.

Порт стал центром, вокруг которого сосредоточилось развитие поселка Койвисто.

Огромный объем экспорта леса и пиломатериалов из ладожской Карелии и со всего Карельского перешейка обслуживался портом Койвисто, а так же импорт каменного угля и товаров различных промышленных предприятий проходил через этот порт. Компания  «Питкяранта Оу» (Disen Wood), занимавшаяся экспортом пиломатериалов, привозила их  в Койвисто из Питкяранта  по железной дороге или по водной системе реки Невы и Саймы через Сайменский канал.

Заготовка древесины, ее переработка и продажа пиломатериалов так же приносили жителям Койвисто большой доход.

Лесопилки располагались по всему побережью: в Хумалийоки и Макслахти, на мысу Кирккониеми (Светлый) в Койвисто были расположены 3 крупные лесопилки и склады фирмы Холминг, а так же небольшие пилорамы семей Курки, Айроли и Франца Койвисто. Пиломатериалы складировались в порту,  затем на судах отправлялись за границу, в том числе Англию  и Данию.

В волости Койвисто имелось и второе место загрузки леса, которое было известно еще задолго до строительства железной дороги Выборг – Койвисто. Это гавань в Макслахти (точнее Ремпети), которая была  самой большую в стране гаванью по вывозу круглого лесоматериала.  Фото

Железнодорожное сообщение с Терийоки (Зеленогорск) было открыто в 1916 году и Выборг – Койвисто в 1926 году. Койвисто стал крупным транспортным узлом. В 25 году было построено и 2х-этажное кирпичное здание вокзала со станционными постройками. К сожалению, в период советско - финляндской войны здание вокзала было разрушено во время бомбежек.

Поскольку железнодорожная станция находилась не так близко от поселка – в 2 км., а поезд и автобус до Выборга ходили с одинаковой скоростью, пассажиры отдавали предпочтение автобусным перевозкам. Время автобуса в пути – 1 час 15 минут.

В 1928 году Тойво Томмола основал компанию по междугородным перевозкам «Койвисто Авто Оу».  В 1931 году Т. Томмола приобрел две  кабины автомобилей «Форд» с рамами, к ним пристроили салоны на 16 человек.

Автобусом компании «Койвисто Авто Оу» можно было доехать до Куолемоярви, Вийпури, Мурила (Высокое), Иоганнес (Советский) и Куоккала (Малышево), а с 1938 года открылась линия до Кивеннапа (Поляны) и Ватнуори (Моряково).

В 1935 году компания построила в Койвисто автобусный вокзал. В нем был ресторан второго класса, небольшая гостиница, а также ремонтные мастерские компании. Вокзал располагался справа от поселкового магазинчика (нынешнее кафе «Каламбур» примерно, на месте современного «Выборгбанка»).

В выставке можно увидеть фотографии: семья Т. Томмола, автовокзал, расценки на проезд, и, найденный мальчишками уникальный фирменный знак компании «Койвисто Авто Оу».  Сегодня автобусы фирмы Койвисто Авто Оу можно встретить как в Финляндии, так и в Выборге. ФОТО

С помощью приморчан нам удалось собрать небольшую коллекцию кухонной утвари и посуды.

Удивляют стеклянные банки для круп, подаренные музею Т. Михницкой. Эти банки из довоенного финского Койвисто закрывались - закручивались металлическими крышками, с которыми мы познакомились лишь в 70-х годах.

Необычная чашечка с веселой мордашкой - оказывается не для питья кофе! В ней  мужчины сбивали пену для бритья.  В тоже время веселая мордашка задавала хорошее настроение на весь день. Об этом нам поведала одна финская пара.  ФОТО

Тарелочка для сыра, на которой изображен водопад в Иматра.

Суповая тарелка из сервиза фирмы «Арабиа». На тарелке изображена целая сюжетная картинка: работающая мельница, на заднем плане – кирха, и лодочка с рыбаками – на переднем плане. Конечно, этой тарелкой пользовалась финская семья. А нам ее подарила Данилова Антонина Николаевна. Она приехала в Койвисто в 1944году как инструктор по переселению. Жила она с подружкой в общежитии, жили бедно. В хозяйстве – две ложки и кастрюля, ни одной тарелки! По талону, полученному в горисполкоме Койвисто, подружки приобрели по тарелке в магазине (современное кафе «Каламбур»), куда собирали все вещи и предметы, из домов, оставленных финскими жителями. Эта тарелка, пусть и с трещиной, напоминала Антонине Николаевне о ее молодости. С грустью расставалась она с тарелкой. Давно ушла из жизни Антонина Николаевна, а у нас в музее есть такой великолепный экспонат и его история.

Что за необычные чайники  с «юбочками» в нашей экспозиции! Чайники для кипячения воды на печке типа «голландка». Вы снимаете пару кружков с плиты и ставите туда чайник. Чайник держится на «юбочке», а почти 2 см его опускаются ниже плиты ближе к огню, тем самым ускоряя закипание воды. А на носике – крышечка, которая будет звенеть, сообщая вам, что чайник закипел.

В коллекции стеклянных бутылок, что хранятся в нашем музее, можно увидеть разнообразные бутылки из-под вина и лимонада, из-под мясного соуса, пивные бутылки разной формы с керамическими крышками Выборгского пивного завода.

Во второй половине 19 века в Финляндии начали основываться народные школы. Сеть их увеличивалась и к концу 30х годов XX в. в большинстве деревень прихода Койвисто имелись свои народные школы, дававшие начальное или 7-летнее образование. Школы были открыты в поселке Койвисто, Макслахти, Раутанен, Хумалийоки, в деревнях на островах - Эстиля, Ингертиля, Тиуринсаари, Ванхакуля, Партиала, а так же в деревнях на полуострове Киперорт (Кузнечный): Маннола, Куркела, Киискиля (Орлино) и другие. Наряду с народными существовали школы, открытые при церквях. При некоторых школах были открыты интернаты - дети из дальних деревень могли оставаться здесь на неделю. В Раутанен (Зайчихино) был открыт Детский дом.

В 1921 году в Койвисто - поселке открылась гимназия.

На 1930 год в школах обучалось 1570 учащихся, а в 1939 году - 1770.

В 1907 -1908 годах в Койвисто открылась и сделала первый выпуск 25 человек Школа морских капитанов. За 11 лет Школа выпустила 156 человек. Преподавали в Школе Фредерик Вильгельм Нуроос и Карл Август Ахто - в прошлом капитаны с большим морским стажем.

Для обучения молодых девушек домоводству повсеместно создавались отделения женского общества «Мартта», а позднее - отделения Союза женщин Финляндии. Эти организации стремились с помощью курсов, лекций, выставок воспитать умелых хозяек и вырастить работящих, активных людей.

Все общественные организации, а так же просветительские учреждения имели собственные дома, построенные с помощью и на средства жителей тех деревень, где они располагались.

Молодежные театры существовали в Макслахти, Хумалийоки, и в Куркела. В Алвати (Южная деревня) на Пийсаари - певческие хоры.

Спортивные молодежные общества были основаны почти в каждой деревне: женская команда гимнасток - в Раутанен, мужская команда гимнастов - в Койвисто. Молодежные общества были организаторами всевозможных соревнований; заезды на велосипедах,  различные соревнования бегунов ( кросс, марафон, эстафета), волостные соревнования добровольных пожарных дружин, лыжные старты.

В каждой деревне была своя небольшая церковь или молильный дом. На праздничные мессы вся округа съезжалась в Койвисто в кирху, чтобы послушать орган и полюбоваться великолепными витражами.

На такие собрания прихожане обычно принаряжались, и то тут, то там мелькали, вынутые по случаю праздника из сундуков, старинные нарядные костюмы местности Койвисто.

Такой костюм представлен и в выставке нашего музея Женский костюм – koiviston kansalis puko является жемчужиной коллекции «Финский Койвисто». Костюм подарили обществу «Приморск – Койвисто» друзья из Финляндии: члены общественных  организаций «Койвисто» и «Российско-Финская дружба». Выполнила костюм мастерица Рая Торккели. ФОТО

Среди бытовых предметов следует обратить внимание, на найденную на одном из островов,  дверную табличку «Ommi Patonen». Несколько лет назад в музей пришел финский турист, и сказал, что его дядя Ommi Patonen жил на острове Большой березовый.

Курительные принадлежности: наиболее старые кусочки трубок для табака – дошли до нас с петровских времен, пачку из-под сигарет «Saima» нашли на чердаке кирхи, разнообразные пепельницы удивительных форм.

Детские игрушки и женские украшения.

 Медицинская посуда. Среди нее удивляют притертые крышки для медицинских флакончиков. Крышечки напоминают головы ушастых зайчат. По одной и другой стороне крышки – ложбинка – и, не открывая флакончика, можно накапать нужное количество капель!

для книги 002

А еще в выставке есть небольшой тюбик из-под мази с надписью «Koiviston Apteek, Apoteket Biёrko». Мазь изготовили и продали в аптеке, которая находилась на месте, где сейчас расположен магазин «София». Несколько лет назад музей посетили родственники хозяина аптеки. Они были очень рады увидеть этот тюбик в выставке. А нам подарили план дома, где располагалась аптека. Оказывается, в одной половине дома семья жила, а в другой располагалась аптека.

В выставке представлена женская блузка. Интересна не сама блузка, а пуговки, пришитые на нее. Блузку подарила музею Каарина Тервехартиала. Она родилась в Койвисто в 1924году,  в 1939 г. окончила церковную школу. На выпускном вечере на ее платье были эти самые пуговички. В память о Койвисто она пришила их на блузку, и в каждый свой визит в Приморск одевала блузку. Однажды, она рассказала нам эту трогательную историю, и по нашей просьбе – подарила блузку музею.

После военных событий 1939-1940 г.г., а затем и 1941-1944г.г. жители Койвисто - финны были эвакуированы и расселены в 13 приходов Финляндии: Порвоо, Хамина, Турку, Мянтсяля, Лахти, Кархула, Раума, Коувола, Хельсинки, Аскола, Сало, Тампере, Пернио.

В 1948 году было организовано финское общество  «Койвисто» -бывших жителей этих мест финнов. Приморчан связывают с ними теплые дружеские отношения.

Колотова И.Н.

Директор МБУК «Приморский краеведческий музей

         

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Березовское- Бьерке – Койвисто- Приморск. - С-П: ИПК «ВЕСТИ»,1998 г.

Балашов Е.А. Карельский перешеек: Земля неизведанная.ч.5. Западный сектор: Койвисто(Приморск).-С-П:КультИнформПресс, 2002г.

Прибалтийско-финские народы. История и судьбы родственных народов.- Ювяскюля: »Атена», 1995 г.

Koivisto - Porvoo: Koivikko-Saatio, 1953.

Тойво Тикка. Рёмпётти. Портовая деревня в волости Койвисто. Историческое исследование и воспоминания о деревне Рёмпётти, относившейся к волости Койвисто. Перевод с финского языка Дмитриевой Н.В. 2011 год.

Контакты

188910, Ленинградская область,
Выборгский р-н, г. Приморск,
ул. Заводская, д. 5.

Телефон/факс 8 (81378) 75 221
E-mail: museum-koivisto@mail.ru

Время работы

Зимнее расписание: 

Часы работы:

Вторник, среда, четверг, пятница, суббота -  с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17:30). 

Воскресенье, понедельник - выходной день  (экскурсии и мероприятия проводятся по предварительным заявкам. Группа от 10 человек). 

Телефон/факс 8 (81378) 75 221
E-mail: museum-koivisto@mail.ru